9
Прудиус Ирина Геннадьевна
Красноярский государственный педагогический университет им. В.П. Астафьева
Осмысление личной (фото)истории в автофикциональном графическом романе С. Квернеланна «Мертв по собственному желанию»
Прудиус И.Г. Осмысление личной (фото)истории в автофикциональном графическом романе С. Квернеланна «Мертв по собственному желанию» // Вестник Костромского государственного университета. 2025. Т. 31, № 3. С. 62–70. https://doi.org/10.34216/1998-0817-2025-31-3-62-70
DOI: https://doi.org/10.34216/1998-0817-2025-31-3-62-70
УДК: 821(41).09”20”
EDN: BTUCCF
Дата приема статьи в публикацию: 15.07.2025
Аннотация: Статья посвящена исследованию жанровых и тематических особенностей графического романа «Мертв по собственному желанию» (En frivillig død, 2018) современного норвежского писателя и иллюстратора Стеффена Квернеланна. Впервые в отечественном литературоведении обращаясь к данному произведению, автор статьи рассматривает такие категории поэтики, как композиция, хронотоп, система персонажей, где особое внимание уделяет образам автофикционального героя С. Квернеланна и его отца. Отдельно анализируется поэтика фотографии, представленная в данном графическом романе эксплицитно – в виде личных фотоснимков писателя. Автор произведения в форме соединения графической и текстовой составляющих, характерного для графических нарративов, рассказывает историю его семьи, где взаимоотношения с отцом, а затем его самоубийство повлияли на формирование автогероя С. Квернеланна как писателя и художника. В результате работы устанавливается, что наряду с графическим изображением и текстом, являющимися обязательными составляющими графического романа, основополагающим структурным элементом становится фотография. Добавление в полотно текста личных фотографий автора делает историю его романа документальной. Кроме того, фотография обеспечивает возможность многочисленных интерпретаций центральных образов и сюжетно-мотивного комплекса графического романа. Жанровая специфика данного произведения, непосредственно связанная с автофикциональным началом, также неотделима от поэтики фотографии и категории памяти. В памяти автогероя возникает замысел книги, основанный на тяжелом событии, однако репрезентация личного травматического опыта, в том числе через публикацию семейных фотоснимков (обращение к теме детства), позволяет центральному персонажу преодолеть травму посредством создания художественного произведения.
Ключевые слова: графический роман, норвежская литература, поэтика фотографии, С. Квернеланн, графические нарративы, автофикшн
Список литературы: Айснер У. Комикс и последовательное искусство. Москва: Манн, Иванов и Фербер, 2022. 192 с. Беньямин В. Краткая история фотографии. Москва: Ад Маргинем Пресс, 2017. 168 с. Баранова К.М., Шалимова Н.С. Тема взросления в романе Х. Ли «Убить пересмешника» // Вестник Костромского государственного университета. 2023. Т. 29, № 4. С. 85–91. Гимранова Ю.А. Интертекстуальный анализ комикс-адаптаций классической литературы. Челябинск: Изд-во ЮУрГГПУ, 2024. 137 с. Гинзбург Л.Я. О литературном герое. Москва, Санкт-Петербург: Пальмира, 2024. 255 с. Жанровая палитра зарубежной литературы: коллективная мнография. Москва: Языки народов мира, 2025. 265 с. Квернеланн С. Мертв по собственному желанию. Москва: Ад Маргинем Пресс, ABCdesign, 2021. 112 с. Меркулова М.Г., Прудиус И.Г. Графический роман – адаптация: к определению субжанра (на материале франко- и англоязычных текстов) // Научный диалог. 2024. Т. 13, № 6. С. 250–265. Меркулова М.Г., Прудиус И.Г. Жанр графического романа: к постановке проблемы (на материале современных франко- и англоязычных текстов) // Филологические науки. Вопросы теории и практики. 2023. Т. 16, № 10. С. 3379–3385. Осьмухина О.Ю., Куряев И.Р. Синтез комикса и нуар-стилистики в серии «графических романов» Ф. Миллера «Sin city» («Город грехов»): к проблеме реинтерпретации // Филологические науки. Вопросы теории и практики. 2018. № 3-1 (81). C. 49–52. Полуэктова Т.А., Прудиус И.Г. «Фотограф» Д. Лефевра, Э. Гибера, Ф. Лемерсье как (фото)графический роман: репрезентативная специфика жанра // Вестник Ивановского государственного университета. Сер.: Гуманитарные науки. 2025. Вып. 2. С. 48–56. Прудиус И.Г. Фикционализированная биография во французском графическом романе XXI века (на материале произведений Б. Эггер и М. Пуарсона и Р. Марайя) // Вестник Пермского университета. Российская и зарубежная филология. 2024. Т. 16, № 4. С. 149–157. Прудиус И.Г. Осмысление военного времени в графическом романе конца XX – начала XXI века // Вестник Рязанского государственного университета имени С.А. Есенина. 2025. № 1 (86). С. 149–159. Прудиус И.Г., Шалимова Н.С. Черты романа инициации в биографическом графическом романе П. Кристена и С. Вердье «Оруэлл» // Филологические науки. Вопросы теории и практики. 2024. № 3. С. 762–767. Струневская Я.И. Особенности адаптации классического произведения в жанре графического романа на примере «451° по Фаренгейту» Р. Брэдбери // Научный старт – 2024: сб. ст. аспирантов и магистрантов. Москва: Языки народов мира. 2024. С. 667–672. Baetens J. Le roman graphique. La bande dessinée: une médiaculture. Paris, Armand Colin, coll. “Médiacultures”, 2012, pp. 200–216. Baetens J. Pour le roman-photo. Bruxelles, Les Impressions nouvelles, 2010. 238 p. Chute H. Comics as literature? Reading graphic narrative. Publications of the Modern Language Association of America, 2008, n. 123 (2), pp. 452–465. Domsa Z. Fényképek és rajzok figyelemterelő szerepe egy norvég önéletrajzi képregényben. NCOGNITO: Kognitív Kultúraelméleti Közlemények, 2024, n. 3 (1), pp. 17–36. Groensteen T. La bande dessinée: une littérature graphique. Toulouse – Milan, Les Essentiels Milan, 2005, 63 p. Jager B. “Iconic solidarity” with death: On Steffens Kvernelands “A Voluntary Death”. Nordlit, 2024, n. 52 (2), pp. 133–142. Pluvinet Ch. Fictions en quête d’auteur. Rennes, Presses universitaires de Rennes, 2012, 314 p. Romero-Jódar A. Comic Books and Graphic Novels in their Generic Context. Towards a Definition and Classification of Narrative Iconical Texts. ATLANTIS: Journal of the Spanish Association of Anglo-American Studies, 2013, n. 35.1, pp. 117–135. Trachtenberg A. Through a Glass, Darkly: Photography and Cultural Memory. Social Research, 2008, vol. 75, n. 1, pp. 111–132, URL: https://www.jstor.org/stable/40972054 Tremblay-Gaudette G. Tensions, prétentions et galvaudage; gains et écueils du roman graphique comme stratégie du cheval de Troie en Amérique du Nord. KINEPHANOS, 2008. URL: https://www.kinephanos.ca/2011/romans-graphiques Viart D. Fictions biographiques. La Littérature française au présent. Héritage, modernité, mutations. Paris, Bordas, 2008, pp. 99–124.
Информация об авторе: Прудиус Ирина Геннадьевна, кандидат филологических наук, доцент, Красноярский государственный педагогический университет им. В.П. Астафьева, Красноярск, Россия, prudius@kspu.ru, https://orcid.org/0000-0002-0054-5647