![]() |
- 4
- Усадьба как пространство памяти в произведениях А.П. Чехова и И.А. Бунина
- Агратин А.Е. Усадьба как пространство памяти в произведениях А.П. Чехова и И.А. Бунина // Вестник Костромского государственного университета. 2025. Т. 31, № 3. С. 33–40. https://doi.org/10.34216/1998-0817-2025-31-3-33-40
- DOI: https://doi.org/10.34216/1998-0817-2025-31-3-33-40
- УДК: 821.161.1
- EDN: KULIOO
- Дата приема статьи в публикацию: 04.08.2025
- Аннотация: Статья посвящена проблеме мнемонической репрезентации усадьбы в произведениях А.П. Чехова и И.А. Бунина. На исходе XIX в. традиционный усадебный образ жизни постепенно дезактуализировался и стал восприниматься сквозь призму памяти – её возможности и ограничения по-разному интерпретируются писателями. Среди чеховских текстов рассмотрены рассказы «В родном углу», «У знакомых», «Верочка», «Дом с мезонином», «Ариадна», «Крыжовник», «Невеста», «В усадьбе», комедия «Вишневый сад». Согласно терминологии, предложенной М.В. Строгановым, в «усадебных» произведениях писателя различаются герои-автохтоны (коренные обитатели усадьбы) и транзитные персонажи (они оказываются в усадьбе проездом). Автохтону свойственны воспроизведение знакомых социальных практик (автоматическая память) и в то же время болезненная ностальгия; транзитный герой идеализирует усадьбу, но быстро отказывается от своих фантазий, сопоставляя их с реальностью, без труда забывает усадебное прошлое. Напряженное противостояние указанных типов не свойственно бунинским произведениям («Несрочная весна», «Жизнь Арсеньева», «Странствия», «Суходол»). Здесь субъект воспоминания – странник поневоле, автохтон, у которого в новых исторических условиях нет шанса на возвращение. Если память может запутать чеховского героя, стать источником иллюзий и заблуждений, то для бунинского персонажа она выступает своеобразной «точкой опоры» (П. Нора) в неостановимом течении истории. Бунин пересекает исторический рубеж, после которого мнемоническая привязанность к усадьбе мыслится не только безопасной, но и спасительной. В прозе Чехова она столь же ненадежна, как и прогностический взгляд в неопределенное «постусадебное» будущее.
- Ключевые слова: А.П. Чехов, И.А. Бунин, усадьба, усадебный текст, усадебный топос, память, пространство памяти
- Финансирование и благодарности: Исследование выполнено в ИМЛИ РАН за счет гранта Российского научного фонда № 22-18-00051-П, https://rscf.ru/project/22-18-00051/
- Список литературы: Источники Бунин И.А. Автобиографические заметки // Бунин И.А. Под серпом и молотом. Сборник рассказов, воспоминаний, стихотворений. Лондон (Канада): Заря, 1975. 238 с. Бунин И.А. О Чехове: незаконченная рукопись. Нью-Йорк: Изд-во имени Чехова, 1955. 415 с. Бунин И.А. Собр. соч.: в 9 т. М.: Худож. лит., 1965–1967. Бунин И.А. Странствия // Бунин И.А. Публицистика 1918–1953 гг. М.: Наследие, 1998. С. 331–347. Чехов А.П. Полн. собр. соч. и писем: в 30 т. Соч.: в 18 т. М.: Наука, 1974–1982. Исследования Атаманова Е.Т. Русская литература XIX века в контексте художественной прозы И. А. Бунина: дис. ... канд. филол. наук. Елец, 1998. 246 с. Бергсон А. Творческая эволюция. Материя и память. Минск: Харвест, 1999. 1408 с. (Классическая философская мысль). Богданова О.А. Русская литературная усадьба XIX–XX вв.: теоретический аспект исследований // Mundo Eslavo. 2020. № 19. С. 89–102. Гейдеко В. А. Чехов и Ив. Бунин: монография. М.: Советский писатель, 1987. 368 с. До Егито Т.М. Хронотоп уездной усадьбы в рассказе А.П. Чехова «Именины» // Феномен русской литературной усадьбы: от Чехова до Сорокина+: коллективная монография / сост., отв. ред. и автор предисл. О.А. Богданова. М.: ИМЛИ РАН, 2020. С. 28–35 (Серия «Русская усадьба в мировом контексте». Вып. 3). https://www.doi.org/10.22455/978-5-9208-0627-7-28-35 Ермакова Н.А. Трансформация усадебного текста в прозе А.П. Чехова второй половины 1890-х («Дом с мезонином» и «Новая дача») // Литературоведение. Прикладная лингвистика. Языкознание: мат. 59-й Междунар. науч. студ. конф. Новосибирск: Новосибирский национальный исследовательский государственный университет, 2021. С. 25–26. Жаплова Т.М., Куцуева Е.А. Аксессуарные детали как средство поэтизации усадебного быта в романе А.П. Чехова «Драма на охоте» // Вестник Оренбургского государственного педагогического университета. 2005. №. 2. С. 27–30. Жильцова Е.А. А.П. Чехов в творческом восприятии И.А. Бунина и М.А. Алданова // Вестник Псковского государственного педагогического университета. Серия: Социально-гуманитарные и психолого-педагогические науки. 2011. № 13. С. 86–90. Журавлева А.А. Феномен памяти в художественном творчестве А.П. Чехова: автореф. дис. … канд. филол. наук. Москва, 2004. 25 с. Кулабухова М.А., Кулабухов Д.А. А.П. Чехов и И.А. Бунин: из истории диалога // Наука. Искусство. Культура. 2020. № 2 (26). С. 148–160. Лакшин В.Я. Чехов и Бунин – последняя встреча // Лакшин В.Я. Пять великих имен: статьи, исследования, эссе. М.: Современник, 1988. 423–451 с. Лахманн Р. Семиотическое несчастье мнемониста // Сборник статей к 70-летию проф. Ю.М. Лотмана. Тарту: Тартуский университет, 1992. С. 10–18. Малкина В.Я. Память как история и воображение: литература и не только // Память как история и воображение: коллективная монография / сост. и ред. В.Я. Малкина, А.В. Корчинский, С.П. Лавлинский. М.: Эдитус, 2023. С. 9–19. Мальцев Ю.В. Иван Бунин. 1870–1953. [М.]: Посев, 1994. 432 с. Нора П. Проблематика мест памяти // Франция-память / П. Нора, М. Озуф, Ж. де Пюимеж и др. / пер. с фр. Дины Хапаевой. СПб.: Изд-во Санкт-Петербургского университета, 1999. С. 17–50. Полоцкая Э.А. Чехов в художественном развитии Бунина. (1890–1910-е гг.) // Литературное наследство. Т. 84: Бунин. Кн. 2. М.: Наука, 1973. С. 66–89. Пономарев Е.Р. Жанровый генезис и сюжетология ранней прозы И.А. Бунина // Studia Litterarum. 2022. Т. 7, №. 4. С. 178–193. https://doi.org/10.22455/2500-4247-2022-7-4-178-193 Пращерук Н.В. «Гетеротопия усадьбы» в прозе И.А. Бунина: от первой повести к роману «Жизнь Арсеньева» // Усадьба и дача в литературе советской эпохи: потери и обретения: коллективная монография / сост. О.А. Богданова; отв. ред. В.Г. Андреева, О.А. Богданова. Москва: ИМЛИ РАН, 2024. С. 131–149. (Серия «Русская усадьба в мировом контексте». Вып. 8). https://doi.org/10.22455/978-5-9208-0758-8-131-149 Пырков И.В. Между колонной и тумбой. К вопросу о метаморфозах усадебных символов в драме А.П. Чехова «Три сестры» // Филология: научные исследования. 2017. № 2. С. 20–28. Синякова Л.Н. Топика «дом-антидом» в прозе А.П. Чехова 1890-х годов // Утопический дискурс в русской культуре конца ХIХ – ХХI веков: литература, живопись, кинематограф: монография / науч. ред. Н.В. Ковтун. М.: Флинта, 2021. С. 15–27 (Универсалии культуры. Вып. ХI). Строганов М.В. Неодолимость пространства: усадьба в драматургии А.П. Чехова // Феномен русской литературной усадьбы: от Чехова до Сорокина+: коллективная монография / сост., отв. ред. и автор предисл. О.А. Богданова. М.: ИМЛИ РАН, 2020. С. 218–227. (Серия «Русская усадьба в мировом контексте». Вып. 3) https://www.doi.org/10.22455/978-5-9208-0627-7-273-282