tyuleneva-em-vestnik-ksu-2024-4.pdf |
- 12
- ЭСТЕТИЧЕСКАЯ КОНЦЕПЦИЯ БОРИСА ДЫШЛЕНКО
- Тюленева Е.М. Эстетическая концепция Бориса Дышленко // Вестник Костромского государственного университета. 2024. Т. 30, № 4. С. 94–100. https://doi.org/10.34216/1998-0817-2024-30-4-94-100
- DOI: https://doi.org/10.34216/1998-0817-2024-30-4-94-100
- УДК: 821.161.1.09”20”
- EDN: DMGWFR
- Дата приема статьи в публикацию: 12.11.2024
- Аннотация: Статья посвящена рассмотрению эстетических представлений Б.И. Дышленко, формирующих его подход к тексту и авторскую поэтику. Анализируются эссе, выступления, интервью писателя, для иллюстрации основных положений привлекаются художественные произведения разных периодов творчества. Характеризуется связь концептуальных установок Дышленко с общегуманитарными тенденциями последней четверти ХХ в., определяется круг эстетических и мировоззренческих влияний, в том числе ближний (учитывается длительное интеллектуальное сотворчество Б. Дышленко с его старшим братом Ю. Дышленко), а также выявляется набор эстетических концептов, позволяющих описать специфическую писательскую методологию Дышленко (пороговая оптика, живописное/пластическое мышление, «изображение изображения», грамматика и морфология изображения, орнаментальность, саспенс, читательское напряжение). Делается вывод о формировании Б. Дышленко эстетически однородного сверхтекста, опирающегося на идеи «уловления становящегося объекта» как основной задачи текста; «пороговости» как нарративного принципа организации текста; «изображения изображения» как механизма создания текстового пространства.
- Ключевые слова: Борис Дышленко, эстетическая концепция, пороговая оптика, живописное мышление, пластическое мышление, «изображение изображения», орнаментальность, саспенс, читательское напряжение.
- Список литературы: Дышленко Б. Кромка // Часы. 1979. № 18. С. 116–134. Дышленко Б. Контуры и силуэты: Роман. СПб.: ДЕАН, 2002. 256 с. Дышленко Б. Порог // Звезда. 2005. № 11. С. 195–212. Исследования Агафонов В.Ю. Алгебра гармонии // Агафонов В.Ю. Русские художники в Нью-Йорке и окрестностях: интервью: в 2 ч. Ч. 2. URL: http://lit.lib.ru/a/agafonow_w_j/agaf22.shtml (дата обращения 05.08.2024). Арьев А. Рид Грачев и «Миф о Сизифе» // Звезда. 2020. № 5. С. 204–220. Берг М. Воспоминания о будущем // Коллекция: Петербургская проза (ленинградский период). 1970-е. СПб.: Изд-во Ивана Лимбаха, 2003. С. 3–20. Гуревич Л. Художники ленинградского андеграунда. 2-е изд. СПб: ДЕАН, 2019. 448 с. Иванов Б.И. Литературные поколения в ленинградской неофициальной литературе: 1950–1980 годы // Самиздат Ленинграда. 1950–1980. Литературная энциклопедия. М.: НЛО, 2003. С. 535–584. Контуры абсурдного мира: интервью Дмитрия Григорьева с Борисом Дышленко // Книжный Петербург. 2000. № 4. Никонова Ры. Ефак // Транспонанс. 1985. № 27. С. 111–114. Панкратова Е.В. Литературная стратегия самиздатского журнала «Часы»: концепция независимой литературы: дис. … канд. филол. наук. Смоленск, 2019. 251 с. Савицкий С. Андеграунд: История и мифы ленинградской неофициальной литературы. М.: НЛО, 2002. 153 с. Тюленева Е.М. Роль саспенса в нарративной стратегии Бориса Дышленко (роман «Контуры и силуэты») // Вестник Ивановского государственного университета. Серия: Гуманитарные науки. 2023a. Специальный выпуск. С. 44–53. DOI: https://doi.org/10.46726/H.2023.5.5 Тюленева Е.М. «Пороговость» как нарративный принцип в романе Бориса Дышленко «Контуры и силуэты» // Филоlogos. 2023b. № 2 (57). С. 57–65. DOI: https://doi.org/10.24888/2079-2638-2023-57-2-57-65