gromov-av-vestnik-ksu-2024-4.pdf |
- 11
- ФРАКТАЛЬНЫЙ ХАРАКТЕР ХУДОЖЕСТВЕННОЙ РЕАЛЬНОСТИ В РОМАНЕ В.В. НАБОКОВА «ОТЧАЯНИЕ»
- Громов А.В. Фрактальный характер художественной реальности в романе В.В. Набокова «Отчаяние» // Вестник Костромского государственного университета. 2024. Т. 30, № 4. С. 87–93. https://doi.org/10.34216/1998-0817-2024-30-4-87-93
- DOI: https://doi.org/10.34216/1998-0817-2024-30-4-87-93
- УДК: 821.161.1.09”20”
- EDN: SRAJCS
- Дата приема статьи в публикацию: 08.10.2024
- Аннотация: В статье рассматривается фрактальный характер художественной реальности в романе В.В. Набокова «Отчаяние». Фрактальность прослеживается на сюжетном, нарративном, мотивном уровнях художественной системы. Несмотря на то, что реализм основывается на миметическом принципе, мы не обнаружим фрактальный характер художественной реальности на материале подавляющего большинства произведений, отличающихся линейной структурой текста, подразумевающей начало и конец. Фрактальность начинает отчетливо проявляться в произведениях модернизма, что обусловлено поисками новой эстетики. В романе «Отчаяние» мы имеем дело с децентрированным текстом, в котором многоуровневые смысловые лабиринты закручиваются в сложные узоры. В романе транслируется идея о подобии части целому, где в качестве первой выступают различные художественные образы и события, а второе – это набоковская гиперреальность без начала и конца, «без референта и предела», в рамках чего все предметы и явления перманентно повторяются, обусловливая эффект самоподобия художественного пространства. Образы походят на собственные блеклые копии, у которых отсутствуют оригиналы априори. Это связано с игровой стратегией автора, изображающего не объекты реального мира, а симулятивный мир кукол и декораций, онтологической основой которого является область чистой эстетики.
- Ключевые слова: фрактал, художественная реальность, гиперреальность, абсурд, игровое начало, двойничество, нарративная система.
- Список литературы: Бодрийяр Ж. Симулякры и симуляции. Москва: Постум, 2015. 240 с. Буренина О.Д. Символистский абсурд и его традиции в русской литературе и культуре первой половины XX века. Санкт-Петербург: Алетейя, 2014. 332 с. Гарипова Г.Т. Феномен интегрального мышления и построение новационных методик литературоведческого исследования в современной научной парадигме // Бюллетень науки и практики. Филологические науки. 2019. № 5. С. 64–74. Давыдов С. «Тексты-матрешки» Владимира Набокова. Санкт-Петербург: Кирцидели, 2004. 157 с. Делез Ж. Логика смысла. Москва: Раритет, 1998. 480 с. Мирский Э.М. Междисциплинарные исследования и дисциплинарная организация науки. Москва: Наука, 1980. 304 с. Мокий В.С. Методология трансдисциплинарности-4. Нальчик: АНОИТТ, 2017. 112 с. Набоков В.В. Собр. соч. русского периода: в 5 т. Т. 3. Санкт-Петербург: Симпозиум, 2006. 848 с. Ницше Ф. По ту сторону добра и зла. Москва: Азбука-классика, 2006. 99 с. Ницше Ф. Так говорил Заратустра. Москва: АСТ, 2015. 416 с. Смирнова А.И. Междисциплинарность в исследовании природного мира в пространстве художественного текста // Вестник МГПУ. 2023. № 1. С. 7–19. Стрельникова Л.Ю. Структурообразующие приемы литературной игры в ранней прозе В.В. Набокова в контексте эстетики модернизма и постмодернизма: дис. … д-ра филол. наук. Краснодар, 2023. 391 с. Тарасенко В.В. Фрактальная логика. URL: http://lit.lib.ru/w/wladislaw_t/text_0010.shtml (дата обращения: 09.08.2024). Черезов А.Е. Методология познания живого: идея самоподобия самоорганизующихся систем: дис. … д-ра филоc. наук. Москва, 2008. 321 с.