- 17
- Визуально-вербальные стратегии агитации В.В. Маяковского в «Окнах РОСТА» (хроника сентября 1920 г.: Врангель, голод, холод и разруха)
- Тюрина Е.А. Визуально-вербальные стратегии агитации В.В. Маяковского в «Окнах РОСТА» (хроника сентября 1920 г.: Врангель, голод, холод и разруха) // Вестник Костромского государственного университета. 2025. Т. 31, № 4. С. 133–139. https://doi.org/10.34216/1998-0817-2025-31-4-133-139
- DOI: https://doi.org/10.34216/1998-0817-2025-31-4-133-139
- УДК: 821.161.1.09”20”
- EDN: PYYJGD
- Дата приема статьи в публикацию: 05.09.2025
- Аннотация: Статья посвящена комплексному анализу визуально-вербальных стратегий воздействия, примененных В.В. Маяковским для актуализации ключевых пропагандистских тем начала осени 1920 г.: наступление армии Врангеля, топливный кризис, разруха, холод, голод и необходимость трудовой мобилизации. На примере агитационного плаката «Окно РОСТА» № 304 «Холод идет» исследуется связь между поэтическим текстом, визуальным рядом, историческим и политическим контекстом, включая выступления В.И. Ленина, публикации газеты «Правда» и задачи партийной пропаганды. Показано, что «Окно РОСТА» № 304 представляет собой концентрат агитационных мотивов месяца, уникальный пример синтеза сатиры, лозунга и образа в жанре агитационно-политического плаката. Особое внимание уделяется символической конструкции образа врага (в том числе «Холода» и П.Н. Врангеля), типизации действующих лиц, роли лозунгов, а также особенностям авторской интонации В.В. Маяковского, работающего одновременно как художник, поэт и агитатор.
- Ключевые слова: В.В. Маяковский, агитационные плакаты «Окна РОСТА», визуально-вербальные стратегии, образ врага, холод, П.Н. Врангель, топливный кризис, Гражданская война.
- Список литературы: Источники Голдин В.И. Гражданская война в России сквозь призму лет: Историографические процессы. Мурманск: МГГУ, 2012. 333 с. История России: в 20 т. Т. 12: Гражданская война в России. 1917–1922 годы. Кн. 1: Военно и политико-дипломатическое противоборство. Москва: Наука, 2024. 969 с. Маяковский Владимир. «Пятнами красок и звоном лозунгов…»: К 105-летию выхода первого «Окна сатиры РОСТА». Москва: Кучково поле Музеон, 2024. 256 с. Международная интервенция и Гражданская война в России и на Русском Севере: Ключевые проблемы, историческая память и уроки истории: сб. материалов междунар. науч. конф. Москва: Пятый Рим, 2020. З68 с. Сахно И.М. Вербальное vs. визуальное: диалоги и сопряжения // «Пятнами красок и звоном лозунгов…»: Книжно-плакатное творчество Маяковского. Москва, Санкт-Петербург: Нестор-История, 2016. С. 29–83. Эдвард Бернейс. Пропаганда. Москва: АСТ, 2024. 192 с. Armitage D. Civil Wars: A History in Ideas. New York, Knopf, 2017, 349 p. Kummer Renate. Nicht mit Gewehren, sondern mit Plakaten wurde der Feind geschlangen! Eine semiotisch-linguistische Analyse der Agitationsplakate der russischen Telegrafenagentur ROSTA. Bern, Peter Lang, 2006, 336 pp. Исследования Дувакин В.Д. «Окна Роста» В.В. Маяковского // Маяковский В.В. Полное собрание сочинений: в 12 т. Москва: Гос. изд-во худож. лит., 1949. Т. 4. С. 29–57. Лавинский А.М. Воспоминания о Маяковском // Творчество В.В. Маяковского. Вып. 2: Проблемы текстологии и биографии. Москва: ИМЛИ РАН, 2014. С. 487–498. Ленин В.И. Речь на I Всероссийском учредительном съезде горнорабочих // В.И. Ленин. Полн. собр. соч. Москва: Изд-во полит. лит-ры, 1974. 5-е изд. Т. 40. С. 292–298. Маяковский В.В. Полное собрание сочинений: в 13 т. Москва: Гос. изд-во худож. лит., 1955–1961. Новое о Маяковском. Москва: Изд-во АН СССР, 1958. С. 15–18. (Лит. наследство; т. 65). Новый завет. Второе послание апостола Павла к Фессалоникийцам. Гл. 3, стих 10. Полонский Вяч. Русский революционный плакат // Печать и революция. Москва, 1922. Кн. 2 (5). Апрель – июнь. С. 56–77. Правда. 1920. 4 сент. № 195. С. 1.
