- 14
- Александр Островский: генезис драматической формы («Картина семейного счастья» / «Семейная картина»)
- Едошина И.А. Александр Островский: генезис драматической формы («Картина семейного счастья» / «Семейная картина») // Вестник Костромского государственного университета. 2025. Т. 31, № 4. С. 109–115. https://doi.org/10.34216/1998-0817-2025-31-4-109-115
- DOI: https://doi.org/10.34216/1998-0817-2025-31-4-109-115
- УДК: 821.161.1.09”19”
- EDN: NPXJOM
- Дата приема статьи в публикацию: 03.09.2025
- Аннотация: В статье автором на основе обобщения, аналитических процедур исследуется сценическая природа ранних пьес А.Н. Островского. Традиционно, с советских времен, произведения Островского 1840–1850-х гг. относятся к так называемому «москвитянинскому периоду», определяемому, по мнению целого ряда ученых, почвеннической идеологией. Автором данной статьи раннее творчество А.Н. Островского рассматривается прежде всего как художественно-театральный феномен. Выявляются возможные источники формирования в Островском интереса к театральной культуре. Далее устанавливается, какую роль в становлении драматургического дара Островского сыграли встреча и творческое общение с Дмитрием Горевым (Тарасенковым) в 1840-е гг., до событий, связанных с публикацией пьесы «Свои люди – сочтемся!». Затем определяются сценические параметры пьесы «Картина семейного счастья», их специфика. В итоге автор статьи приходит к выводу, что в пьесе «Картина семейного счастья» Островский предстает как сложившийся драматург, перед которым стоит задача создания русского репертуара.
- Ключевые слова: театр, драматургия, сценическая природа, интрига и ее функции, микроконфликты, неоднозначность действующих лиц, открытый финал.
- Список литературы: А.Н. Островский в воспоминаниях современников / публ. текста, вступ. статья, примеч. А.И. Ревякина. Москва: Худож. лит., 1966. 632 с. Гозенпуд А. Достоевский и музыкально-театральное искусство. Ленинград: Советский композитор, 1981. 224 с. Григорьев А.А. Собрание сочинений: в 14 вып. / под ред. В.Ф. Саводника. Москва: И.Н. Кушнерев и К°, 1915. Вып. 11. 61 с. Даль В.И. Словарь живого великорусского языка: в 4 т. Репринт. изд. 1903 1909 гг. Москва: Прогресс; Универс, 1994. Деятели театра новгородской земли. URL: https://teatrvn.ru/zemlya-novgorodskaya (дата обращения: 9.08.2025). Ермоленко Г.Н. Эволюция системы актантов мольеровской комедии // Литературоведческий журнал. 2022. № 2. С. 9 29. Зубков К.Ю. Примечания к пьесе А.Н. Островского «Семейная картина» // Островский А.Н. Полное собрание сочинений и писем: в 18 т. Т. 1 / ред. тома Ю.В. Лебедев и др. Кострома: Костромаиздат, 2018. С. 664 679. История русского драматического театра: в 7 т. Т. 4 / гл. ред. Е.Г. Холодов. Москва: Искусство, 1977 1987. 431 с. Лавров И.И. Сцена и жизнь в провинции и в столице. Москва, 1889. 235 с. Островский А.Н. Полн. собр. соч.: в 12 т. / под ред. Г.И. Владыкина и др. Москва: Искусство, 1973 1980. Сумароков А.П. Полн. собр. всех соч.: в 10 т. Т. 10. Москва: Унив. тип., 1781 1782. 248 с. Чайкина Т.В. Жанр сцен и картин в творчестве А.Н. Островского: автореф. дис. … канд. филол. наук. Иваново, 2011. 21 с. Чернец Л.В. Мотив окна в произведениях А.Н. Островского // Щелыковские чтения 2017: сб. ст. / науч. ред. и сост. И.А. Едошина. Кострома: Костромаиздат, 2018. С. 19 34.
