16
Чадова Елизавета Владимировна
Санкт-Петербургский государственный университет
«Стробоскопическое письмо» Элен Сиксу: делезианское прочтение женского текста
Чадова Е.В. «Стробоскопическое письмо» Элен Сиксу: делезианское прочтение женского текста // Вестник Костромского государственного университета. 2025. Т. 31, № 2. С. 117–125. https://doi.org/10.34216/1998-0817-2025-31-2-117-125
DOI: https://doi.org/10.34216/1998-0817-2025-31-2-117-125
УДК: 821(44).09”20”
EDN: QLKFSR
Дата приема статьи в публикацию: 05.03.2025
Аннотация: В статье предпринимается попытка проанализировать основные концепции Элен Сиксу сквозь призму концептуальных идей Жиля Делёза, который посвятил творчеству писательницы одну из своих статей в журнале «Le Monde». Концептуальный план философских работ Жиля Делёза и Феликса Гваттари, связанных с пониманием текстуальности Элен Сиксу (в частности, «Капитализм и шизофрения», «Элен Сиксу или “стробоскопическое” письмо»), применяется к ее собственной идее женского письма (на примере текстов «Хохот Медузы», «Приход к письму» и др.). В основной части статьи сравниваются концепты Делёза, которые также применяются относительно художественных текстов Элен Сиксу в его работе, и более полно раскрываются в его философских работах. Значимым термином становится «стробоскопическое письмо», которое он использует относительно текстов писательницы и отмечает, что они обладают особой «скоростью» и «интенсивностью». В статье делается вывод о том, что термины «женское письмо» и «стробоскопическое письмо» могут в некоторой мере быть синонимами, так как разделяют целый ряд характеристик, свойственный обоим. Идеи Делёза о нелинейности и множественности делают его интеллектуальным союзником Элен Сиксу, так как ее «стробоскопический» способ выстраивания нарратива отрицает привычные правила организации текста. Если традиционное письмо имеет причинный и последовательный порядок, то Сиксу заменяет его внутренним движением смысла, возникающим в разных слоях. В итоге делается вывод о том, что «стробоскопическое письмо» Сиксу можно сравнивать с идеей о «книге-ризоме» у Делёза, который предлагает нам нелинейное развертывание и сеть связей вместо строго деления на центр и периферию.
Ключевые слова: женское письмо, постструктурализм, стробоскопическое письмо, интенсивности, французская литература
Список литературы: Анцыферова О.Ю. Извивы феминистского литературоведения (материалы к спецкурсу) // Женщина в российском обществе. 2005. № 3-4. С. 1–10. Делёз Ж. Тысяча плато: Капитализм и шизофрения. Екатеринбург: У-Фактория; Москва: Астрель, 2010. 895 c. Жеребкина И.А. Феминистская литературная критика // Введение в гендерные исследования. 2-е изд. Санкт-Петербург: Алетейя, 2019. С. 543–561. Здравомыслова Е., Темкина А. Введение. Феминистский перевод: текст, автор, дискурс // Хрестоматия феминистских текстов / под ред. Е. Здравомысловой, А. Темкиной. Санкт-Петербург: Дмитрий Буланин, 2000. С. 5–28. Мой Т. Сексуальная/текстуальная политика. Москва: Прогресс-Традиция, 2004. 237 с. Нохлин Л. Почему не было великих художниц? // Гендерная теория и искусство. Антология: 1970–2000. Москва: Росспэн, 2005. 593 с. Сиксу Э. Хохот медузы // Введение в гендерные исследования / под ред. И.А. Жеребкиной, С.В. Жеребкина. 2-е изд. Санкт-Петербург: Алетейя, 2019. 994 с. Bergen V. The Powers of the Outside in Deleuze and Cixous. The Edinburgh Companion to Poststructuralism. Edinburgh University Press, 2013, pp. 408-428. https://doi.org/10.1515/9780748653690-028 Cixous H. Coming to Writing and Other Essays. Cambridge, MA and London, Harvard University Press, 1991, 214 p. http://dx.doi.org/10.2307/359019 Cixous H. L’Amour du loup et autres remords. Paris, Galilée, 2003, 224 p. Cixous H. The Laugh of the Medusa, trans. by Keith Cohen and Paula Cohen. Signs, 1976, vol. 1, no. 4, pp. 875-893. Conley V. A. Hélène Cixous: Writing the Feminine. Lincoln and London, University of Nebraska Press, 1984, 151 p. Deleuze G. Description de la femme: Pour une philosophie d’autrui sexuée. Poésie, 1945, no. 28, pp. 28-39. Deleuze G. Hélène Cixous or Stroboscopic Writing. Oxford Literary Review, 2002, vol. 24, no. 1, pp. 203-205. http://dx.doi.org/10.3366/olr.2002.013 Derrida J. H.C. La vie c’est à dire... Paris, Galilée, 2002, 135 p.
Информация об авторе: Чадова Елизавета Владимировна, аспирантка, Санкт-Петербургский государственный университет, Санкт-Петербург, Россия, elizavetachadova19@gmail.com, https://orcid.org/0000-0001-6738-3235