shevchuk-yv-vestnik-ksu-2024-4.pdf |
- 9
- ВЕХИ ИСТОРИИ В РУССКОЙ ЛИРИКЕ 1914 – НАЧАЛА 1920-Х ГГ.: ЖЕНСКИЙ ВЗГЛЯД
- Шевчук Ю.В. Вехи истории в русской лирике 1914 – начала 1920-х гг.: женский взгляд // Вестник Костромского государственного университета. 2024. Т. 30, № 4. С. 69–76. https://doi.org/10.34216/1998-0817-2024-30-4-69-76
- DOI: https://doi.org/10.34216/1998-0817-2024-30-4-69-76
- УДК: 821.161.1.09”20”
- EDN: BNDWSS
- Дата приема статьи в публикацию: 08.11.2024
- Аннотация: Статья посвящена проблеме развития женской лирики в России 1914 – начала 1920-х гг. под влиянием внешних обстоятельств. Переживания, связанные с событиями Первой мировой и гражданской войн, с переломным для страны 1917 г., нашли драматическое воплощение в поэзии А. Ахматовой, А. Герцык, В. Малахиевой-Мирович, В. Меркурьевой, Л. Столицы. Женское переживание катастрофы происходит на границе понимания ситуации и ее «вещественно»-интуитивного постижения, создается ощущение материальности момента, эмоционально-оценочной реакции на него. В лирике воинственный дух гражданина, готового пожертвовать жизнью, соединяется с нежностью и силой, охраняющей дом, семью, материнство. Женский взгляд отличается ярко выраженной ориентацией на элементы народного мировосприятия, возрастает роль мифопоэтических образов и мотивов, актуализируются жанры фольклора и духовной поэзии. Момент истории эксплицируется через городское пространство, в котором прочитываются знаки индивидуальной и коллективной судьбы. Город и дом входят в семантическое пространство родной страны, России. Вера, любовь и материнство определяют отношение к происходящему как к человеческой трагедии и надвигающемуся Апокалипсису, Возмездию за грехи. Отражая вехи мировой и отечественной истории, женщины-поэты выходят за пределы первоначальной камерности, развивают эпические образы и мотивы в творчестве. В стихотворениях, написанных от лица современников, лирическое «я» сливается с «мы», в них авторы достигают трагической высоты изображения судьбы своего поколения и России.
- Ключевые слова: историзм, образы, мотивы, гражданская лирика, А.А. Ахматова, А.К. Герцык, В.Г. Малахиева-Мирович, В.А. Меркурьева, Л.Н. Столица.
- Список литературы: Ахматова А.А. Собрание сочинений: в 6 т. Т. 1. Стихотворения. 1904–1941 / сост., подг. текста, коммент. и ст. Н.В. Королевой. М.: Эллис Лак, 1998. 968 с. Герцык А.К. Из круга женского: Стихотворения, эссе / сост. Т. Жуковская. М.: Аграф, 2004. 483 с. Малахиева-Мирович В. Хризалида. Стихотворения / сост., подг. текста, ст. и коммент. Т. Нешумовой. М.: Водолей, 2013. 608 с. Меркурьева В. Тщета: Собрание стихотворений / сост., подг. текста и примеч. В.А. Резвого, статьи М.Л. Гаспарова. М.: Водолей Publishers, 2007. 606 с. Столица Л.Н. Голос Незримого: в 2 т. Т. 1: Стихотворения. Роман в стихах / сост., подг. текста и примеч. Л.Я. Дворниковой и В.А. Резвого. М.: Водолей, 2013. 728 с. Исследования Анненский И.Ф. О современном лиризме («Оне») // Критика русского символизма: в 2 т. Т. 2. М.: ООО «Издательство “Олимп”», ООО «Издательство АСТ», 2002. С. 333–359. Герштейн Э. Мемуары. СПб.: ИНАПРЕСС, 1998. 528 с. Колобаева Л.А. И мужественность, и женственность (О своеобразии лиризма Анны Ахматовой) // Колобаева Л.А. От А. Блока до И. Бродского. О русской литературе ХХ века. М.: ООО «Русский импульс», 2015. С. 127–133. Русские поэты ХХ века: материалы и исследования. Анна Ахматова (1889–1966) / отв. ред. Г.В. Петрова. М.: Азбуковник, 2021. 472 с. Чуковская Л.К. Записки об Анне Ахматовой. 1938–1941. Т. 1. М.: Согласие, 1997. 544 с.