- 22
- Аллюзии на образ «Спящая красавица» в немецкоязычном медиадискурсе: прикладной аспект
- Белопухова О.В., Жезлова С.А. Аллюзии образа «Спящая красавица» в немецкоязычном медиадискурсе: прикладной аспект // Вестник Костромского государственного университета. 2025. Т. 31, № 2. С. 160–166. https:// doi.org/10.34216/1998-0817-2025-31-2-160-166
- DOI: https://doi.org/10.34216/1998-0817-2025-31-2-160-166
- УДК: 81’373.43
- EDN: HLMHBG
- Дата приема статьи в публикацию: 25.03.2025
- Аннотация: Современная наука в последние десятилетия уделяет достаточное внимание изучению вопроса интертекстуальности, однако явление сказочной аллюзии в СМИ исследовано в недостаточной мере, что определяет актуальность анализа текстов современного медиадискурса. Авторы предпринимают попытку выявить особенности функционирования аллюзивных включений через анализ речевых структур. Настоящая статья посвящена исследованию аллюзии на образ Спящей красавицы в немецкоязычном медиадискурсе. Накопленный эмпирический материал позволил провести категоризацию, а также описать наиболее распространенные интертекстуальные фреймы по типу аллюзии. Материалом исследования послужили оригинальные статьи онлайн-изданий Австрии, Германии, Швейцарии за 2023–2024 гг., содержащие аллюзии на образ «Спящая красавица». Исследователи приходят к следующему выводу: аллюзии на образ Спящей красавицы являются понятными представителям немецкоязычного пространства и именно поэтому так часто используются авторами публицистических текстов. Современный немецкоязычный медиадискурс активно пользуется аллюзией сказки «Спящая красавица», применяя не только эксплицитный и имплицитный способы заимствования, но и разную степень трансформации, нередко используя данную аллюзию как элемент пародии, стремясь таким образом привлечь внимание читателя и заставляя его раскодировать представленную информацию.
- Ключевые слова: аллюзия, эксплицитная аллюзивность, интертекстуальность, Спящая красавица, немецкий язык, немецкоязычный медиадискурс.
- Список литературы: Алексеева М.С. Основные критерии классификаций аллюзий в англоязычной художественной литературе // Ученые записки Санкт-Петербургского университета технологий управления и экономики. 2017. № 1 (57). С. 27–31. Арнольд И.В. Импликация как прием построения текста и предмет филологического изучения // Вопросы языкознания. 1982. № 4. С. 82–91. Барт Р. Избранные работы. Семиотика. Поэтика. Москва: Прогресс, 1994. 467 с. Васкиневич А.И. Немецкая духовная лирика в аллюзивном пространстве сказок К. Брентано // Вестник Балтийского федерального университета им. И. Канта. Сер.: Филология, педагогика, психология. 2021. № 3. С. 75–87. Вахрушева М.И., Мушинская А.С. Трансформации интертекстуальных включений в заголовках медиатекстов // Интеллект. Инновации. Инвестиции. 2013. № S. С. 25–28. Гальперин И.Р. Текст как объект лингвистического исследования. Москва: КомКнига, 2006. 139 с. Ковалева К.Л. Аллюзия как проявление интертекстуальных связей в романе Б. Акунина «Алмазная колесница» // Инновации в науке. 2015. № 11 (48). С. 37–46. Кондрашова (Козьмина) В.Н. Сказочные аллюзии как средство речевого воздействия в англоязычной коммуникации // Филологические науки. Вопросы теории и практики. Тамбов: Грамота, 2019. Т. 12, вып. 1. С. 47–50. Кривуля Н.Г. Аллюзия как элемент интертекстуальности в анимационных фильмах // Театр. Живопись. Кино. Музыка. 2022. № 3. С. 137–160. Кузнецов А.В., Писанова Т.В. Аллюзия в прецедентном поле испаноязычных СМИ // Вестник МГЛУ. Гуманитарные науки. 2021. Вып. 4 (846). С. 104–116. Лотман Ю.М. Внутри мыслящих миров. Человек – текст – семосфера – история. Москва: Языки русской культуры, 1996. 446 с. Патракова О.Н. Генезис сюжета о «Спящей красавице» в европейской фольклорной и литературной традиции // Язык и культура в глобальном мире: сб. ст. Санкт-Петербург: ЛЕМА, 2023. С. 258–262. Садовская Е.С. Интертекстуальность как способ оценки в литературно-критическом тексте (на материале немецкий печатных СМИ) // Научное мнение. 2015. № 8-1. С. 130–135. Фадеева Г.М., Савченко Д.В. Пересекая границы языков и культур: европейские сказки в контексте глобализации // Вестник МГЛУ. Гуманитарные науки. Вып. 3 (819). 2019. С. 228–239. Хартунг В.Ю. Аллюзия в постмодернистской литературной сказке как способ проявления интерекстуальности (на примере сказки Н. Геймана «История с кладбищем») // Вестник Оренбургского государственного педагогического университета. 2014. № 3 (11). С. 113–118. Bausinger H. Zu Sinn und Bedeutung der Märchen. Jacob und Wilhelm Grimm zu Ehren. Hitzeroth, 1989, S. 13–33. URL: http://hdl.handle.net/10900/47768 (access date: 23.11.2024). Brüder Grimm. Kinder und Hausmärchen (KHM), Bd. 1. Stuttgart, Reclam Verlag, 2018, S. 245–250. Mieder W. Dornröschen: Das Märchen in Literatur, Kunst, Medien und Karikaturen. Wien, Praesens Verlag, 2024, 373 S. Zimmermann, H.–P. Zwischen Identität und Image. Die Popularität der Brüder Grimm in Hessen. Zimmermann, Harm-Peer (Hg.): Zwischen Identität und Image. Marburg, Hessische Blätter für Volks- und Kulturforschung, 2009, Bd. 44/45, S. 13–26.