10
Лю Сюецзюань
Цзянсуский педагогический университет
Многомерные исследования кодовых глосс в русскоязычном научном и академическом дискурсах
Лю Сюецзюань. Многомерные исследования кодовых глосс в русскоязычном научном и академическом дискурсах // Вестник Костромского государственного университета. 2025. Т. 31, № 1. С. 66–74. https://doi. org/10.34216/1998-0817-2025-31-1-66-74
DOI: https://doi.org/10.34216/1998-0817-2025-31-1-66-74
УДК: 81
EDN: SWVDWI
Дата приема статьи в публикацию: 28.12.2024
Аннотация: Кодовые глоссы входят в комплекс средств метадискурса, которые структурируют и организуют информацию, передаваемую через коммуникативное взаимодействие. Присутствие кодовых глосс как важного средства реформулировки или конкретизации ранее изложенной информации в научном и академическом дискурсах выполняет функции упорядочения, объективации, формализации, а также объяснения и иллюстрации сведений, помещаемых автором в тексте. Автор статьи, опираясь на подходы известных зарубежных лингвистов к классификации кодовых глосс, определяет основные характеристики маркеров, используемых в современных российских научном и академическом дискурсах. Цель и задачи такого исследования для автора определяются необходимостью развивать прагматические компетенции иностранных студентов при изучении научных текстов на русском языке с последующим переносом выявленных закономерностей в научный и академический дискурс родного (китайского) языкового пространства. В ходе многомерного исследования теоретического и прикладного характера автор выделяет две категории кодовых глосс в русскоязычном научном и академическом дискурсах – «реформулировочные» и «примерочные» (авторская терминология); каждая из категорий несет в тексте определенную функциональную нагрузку. Результаты исследования показали, что в этих типах дискурса средства выражения кодовых глосс разнообразны, их присутствие в текстах оправданно, поскольку они помогают читателю с минимальными усилиями выяснить коммуникативные намерения автора, при этом максимально постигая контекст передаваемого сообщения. Применение преподавателем кодовых глосс в академическом дискурсе способствует, во-первых, повышению эффективности учебного процесса, во-вторых, развивает прагматические компетенции у студентов, предполагая свободное владение различными ресурсами кодовых глосс для выражения коммуникативных намерений.
Ключевые слова: кодовые глоссы, метадискурс, «реформулировочные» и «примерочные» кодовые глоссы, научный дискурс, академический дискурс, теория релевантности, прагматические навыки, коммуникативная компетенция
Финансирование и благодарности: Статья поддержана проектом Молодежного фонда исследований в области гуманитарных и социальных наук Министерства образования Китая 2023 года «Исследование метадискурсов и конструирования их идентичности в российском и китайском научном дискурсе» (23YJC740039); проектом исследований в области гуманитарных и социальных наук высших учебных заведений провинции Цзянсу 2023 года «Теоретическое и прикладное исследование метадискурса в русскоязычном научном дискурсе с точки зрения прагматической идентичности» (2023SJYB1097) и учебно-исследовательским проектом китайско-российского института Цзянсуского педагогического университета в 2023 году «Исследование цифровых путей интеграции китайской культуры в обучение иностранным языкам в условиях управления китайскими учебными заведениями совместно с иностранными партнерами».
Список литературы: Белошицкая Н.Н., Пак Н.С.Д. Метадискурсивные средства для организации академического дискурса на примере текстов дипломных работ // Филологический аспект. 2019. № 4 (48). С. 116–125. Богинская О.А. Кодовые глоссы как метадискурсивные средства организации научного текста // Теория языка и межкультурная коммуникация. 2023. № 2 (49). С. 22–34. Богинская О.А. Интерактивный метадискурс как стратегия организации оценочного научного текста // Вестник ПНИПУ. Проблемы языкознания и педагогики. 2023. № 2. С. 35–44. Болдырев Н.Н., Ефименко Т.Н. Вторичная интерпретация научного знания в дискурсе СМИ // Медиалингвистика. 2022. Т. 9, № 4. С. 355–368. Вепрева И.Т. Метаязыковая рефлексия в функционально-типологическом освещении: на материале высказываний-рефлексивов 1991–2002 гг.: дис. ... д-ра филол. наук. Екатеринбург, 2003. 372 с. Викторова Е.Ю. Вспомогательная система дискурса: проблемы выделения и специфики функционирования: дис. ... д-ра филол. наук. Саратов, 2016. 617 с. Вэй Сяоли, Жэнь Юйсинь, Ши Шуньлян. Исследование приобретения прагматических функций ретроспективного дискурса в академическом письме аспирантов по английскому языку // Вестник Сианьского университета иностранных языков. 2013. № 1. С. 50–54. Котюрова М.П., Баженова Е.А. Культура научной речи: текст и его редактирование: учеб. пособие. 2-е изд., перераб. и доп. Москва: Флинта: Наука, 2008. 280 с. Лэ Яо. Функции дискурса «Ни сяк» (你像) в пекинском диалекте и исследование связанных с ним вопросов // Китайская филология. 2010. № 2. С. 124–134. Фэн Гуан У. Прагматические маркеры и интерфейс семантики / прагматики // Журнал иностранных языков. 2005. № 3. С. 1–10. Хэ Цзыжань, Чэнь Синьжэнь. Современная прагматика. Пекин: Изд-во «Иностранные языки и исследования», 2004. 269 с. Чжао С. Функция построения идентичности метадискурса в научной статье на русском языке // Научный аспект. 2023. Т. 10, № 4. С. 1178–1186. Чэнь Синьжэнь, Жэнь Юйсинь. Исследование использования маркеров реформулировки у высококвалифицированных китайских специалистов, изучающих английский язык // Преподавание и исследование иностранных языков. 2007. № 4. С. 294–300. Чэнь Синьжэнь. Новое учебное пособие по прагматике. Пекин: Изд-во «Иностранные языки и исследования», 2009. 260 с. Цзян Хуэй. Сравнительный анализ использования кодовых глосс в китайско-английских академических текстах // Журнал иностранных языков. 2009. № 5. С. 88–91. Blakemore D. The relevance of reformulation. Language and Literature 2, 1993, no. 2, pp. 101-120. Blakemore D. Relevance and Linguistic Meaning: The Semantics and Pragmatics of Discourse Markers. Cambridge, CUP, 2002, 210 р. Boginskaya O.A. Facilitating listeners’ understanding of scientific knowledge in TED Talks: A corpus-based analysis of code glosses as metadiscourse resources of popularization. Media Linguistics, 2024, no. 11 (1), pp. 17-29. https://doi.org/10.21638/spbu22.2024.102 Crismore A., Markkanen R., Steffensen M.S. Metadiscourse in persuasive writing: A study of texts written by American and Finnish university students. Written Communication, 1993, vol. 10 (1), pp. 39-71. Fraser B. An Account of Discourse Markers. International Review of Pragmatics, 2009, no. 1 (2), pp. 293-320. Hyland K. Persuasion and context: The pragmatics of academic metadiscourse. Journal of Pragmatics, 1998, no. 4, pp. 437-455. Hyland K. Metadiscourse. London, Continuum, 2005, 230 р. Hyland K. Applying a gloss: Exemplifying and reformulating in academic discourse. Applied Linguistics, 2007, no. 2, pp. 266-285. Murillo S. A relevance reassessment of reformulation markers. Journal of Pragmatics, 2004, no. 11, pp. 2059-2068. Sperber D., Wilson D. Relevance: Communication and Cognition. Oxford, Blackwell, 1986, 279 р. Vande Kopple W. Some exploratory discourse on metadiscourse. College Composition and Communication, 1985, vol. 36 (1), pp. 82-93.
Информация об авторе: Лю Сюецзюань, кандидат филологических наук, преподаватель, Цзянсуский педагогический университет, КНР, провинция Цзянсу, г. Сюйчжоу, liuxuejuanwyt@126.com, https://orcid.org/0009-0003-1526-2193