- 7
- РОЛЬ Э.Т.А. ГОФМАНА В ФОРМИРОВАНИИ МИФОЛОГЕМЫ «ГЕНИЙ» В НЕМЕЦКОЙ РОМАНТИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ
- Королева В.В., Притомская А.Р. Роль Э.Т.А. Гофмана в формировании мифологемы «гений» в немецкой романтической литературе // Вестник Костромского государственного университета. 2024. Т. 30, № 4. С. 55–62. https://doi.org/10.34216/1998-0817-2024-30-4-55-62
- DOI: https://doi.org/10.34216/1998-0817-2024-30-4-55-62
- УДК: 821(430)/09”19”
- EDN: MSLHDO
- Дата приема статьи в публикацию: 03.10.2024
- Аннотация: В статье исследуется специфика реализации мифологемы «гений» в творчестве Э.Т.А. Гофмана. Выделяются элементы данной мифологемы, связанные с достижением идеального мира, а именно: осмысление проблемы природы гения (антагонизм гения и филистера; родовая или детская травма, которая приводит к измененному восприятию окружающего мира; амбивалентность доброго и злого начала в гении; проблема гендерной принадлежности гения), проблема взаимоотношений гения и женственности (романтическая любовь как источник вдохновения), мотив соблазнения творца дьяволом, проблема возвращения искусства в лоно христианства, а также мотив творческого раскрепощения через безумие. Делается вывод о том, что мифологема «гений» в творчестве Э.Т.А. Гофмана аккумулирует в себе те исключительные качества, которые ведут к «воспарению» духа художника/музыканта, и представляет собой ключевую веху в развитии романтических представлений о сущности гениальности.
- Ключевые слова: Э.Т.А. Гофман, мифологема «гений», «истинный музыкант», немецкая романтическая философия.
- Список литературы: Берковский Н.Я. Романтизм в Германии. Санкт-Петербург: Азбука-классика, 2001. 512 с. Бондарь И.А. Образ Гёте в творчестве Гюнтера Грасса // Знание. Понимание. Умение. 2013. № 3. С. 314–318. Вишницкая Ю.В. Современные научные концепции «прочтения» мифологических сценариев: к проблеме методологии // Літературознавчі студії / Київський національний університет імені Тараса Шевченка. 2013. № 37. Ч. 1. С. 30–37. Гете И.В. Фауст: трагедия / пер. с нем. Б. Пастернака. Москва: Теис, 2016. 524 с. Гофман Э.Т.А. Собрание сочинений: в 6 т. Москва: Художественная литература, 1991–2000. Гуцол С. Психологічні особливості структурних складових неоміфологічного наративу // Вісник Національного технічного університету України «Київський політехнічний інститут». Філософія. Психологія. Педагогіка. 2011. № 1. С. 103–108. Иванова Ю.А. Категория мифологического времени в современном романе-мифе: на примере романа Джеймса Джойса «Улисс»: дис. ... канд. филол. наук. Санкт-Петербург, 2002. 188 с. Карельский А.В. От героя к человеку: Два века западноевропейской литературы. Москва: Советский писатель, 1990. 405 c. Королева В.В., Притомская А.Р. Алхимический символизм новеллы Э.Т.А. Гофмана «Золотой горшок: сказка из новых времен» // Вестник Костромского государственного университета. 2023. Т. 29, № 3. С. 127–134. https://doi.org/10.34216/1998-0817-2023-29-3-127-134 Королева В.В., Притомская А.Р. «Гофмановский комплекс» в романе П. Зюскинда «Парфюмер» // Вестник Костромского государственного университета. 2023. Т. 29, № 1. С. 110–116. https://doi.org/10.34216/1998-0817-2023-29-1-110-116 Линченко С.А., Цыганков А.С. Архетипические начала мифоистории: «Идеальное общество» в циклических и линейных моделях исторического времени // Logos et Praxis. 2013. № 2. С. 28–34. Манн Т. Доктор Фаустус. Москва: АСТ, 2021. 640 с. Маслова С.И. Интертекстуальные квазимифологические рассказы в произведениях Э.Т.А. Гофмана (на примере новеллы «Золотой горшок: сказка из новых времен») // Теория и практика общественного развития. 2014. № 5. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/intertekstualnye-kvazimifologicheskie-rasskazy-v-proizvedeniyah-e-t-a-gofmana-na-primere-novelly-zolotoy-gorshok-skazka-iz-novyh-vremen (дата обращения: 13.03.2024). Мокеева И.Г. «Истинный музыкант» Э.Т.А. Гофмана, или Великая романтическая концепция личности // Балтийский филологический курьер. 2014. № 11. С. 75–91. Санду О.М. Метод мифопоэтики в дизайне // Вестник Томского государственного университета. Культурология и искусствоведение. 2020. № 39. С. 117–129. Семенихина М.В. Мифологема как понятие и термин: к вопросу об определении // Перевод. Язык. Культура: материалы VI Междунар. науч.-практ. конф. Санкт-Петербург, 2015. С. 180–184. Якушева Г.В. Фауст в искушениях ХХ века: Гётевский образ в русской и зарубежной литературе / РАН. Науч. совет «История мировой культуры». Москва: Наука, 2005. 235 с. Novalis. Die wichtigsten Werke. OK Publishing: Mosaicum Books – Innovative digitale Lösungen & Optimale Formatierung, 2017.