![]() |
- 2
- Неомифология усадьбы в романе А.М. Горького «Жизнь Клима Самгина»
- Кнорре Е.Ю. Неомифология усадьбы в романе А.М. Горького «Жизнь Клима Самгина» // Вестник Костромского государственного университета. 2025. Т. 31, № 3. С. 19–26. https://doi.org/10.34216/1998-0817-2025-31-3-19-26
- DOI: https://doi.org/10.34216/1998-0817-2025-31-3-19-26
- УДК: 821.161.1.09»19»
- EDN: IZVRGJ
- Дата приема статьи в публикацию: 04.08.2025
- Аннотация: В статье исследуется семиотика и поэтика усадьбы в неоконченном романе-эпопее А.М. Горького «Жизнь Клима Самгина» (1925–1936), где переход между дореволюционной и советской эпохами интерпретируется в том числе как процесс созревания рабочего движения, рост революционных настроений, преобразовавших культуру России начала XX в. в социалистический строй жизни. Показано, что социалистическое мифотворчество Горького рождается внутри мистериального мифа Серебряного века об ушедшем под воду граде Китеже, путь в который открывается чистым сердцем праведникам. Мотивы разрушения усадеб и усадебного быта переходят в мотивы обретения путей спасения – включения ценностей культурной усадьбы прошлого в новую пролетарскую культуру. В этой трансформации можно увидеть не только черты советского мифа о солидарном «счастливом пространстве» будущего, но и проявление глубинного усадебного мифа о рае с его сюжетом возвращения человека от эгоистического существования в розни и вытеснении к бытию вместе со всеми. В изображении усадебного мифа прочитываются аллюзии на классическую литературу. Подлинный путь России, по мысли писателя, открывается большевику Кутузову, который противопоставляет буржуазному потребительству, беспощадному к усадебной культуре, ценности союза интеллектуального прошлого (где усадьба играет важную роль) и будущей пролетарской культуры с ее идеей творческого труда.
- Ключевые слова: А.М. Горький, Н.В. Гоголь, А.П. Чехов, «Жизнь Клима Самгина», социалистический миф, китежский миф, неомифология усадьбы, соцреализм, модернизм, пролетарская культура.
- Финансирование и благодарности: Исследование выполнено в ИМЛИ РАН за счет гранта Российского научного фонда № 22-18-00051-П, https://rscf.ru/project/22-18-00051/
- Список литературы: Источники Горький М. Собр. соч.: в 30 т. М.: ГИХЛ, 1949–1955. Т. 8. 520 с. Горький М. Полн. собр. соч.: в 25 т. М.: Наука, 1968–1976. Горький М. Полн. собр. соч. Письма: в 24 т. М.: Наука, ИМЛИ РАН, 1997 – . Первый съезд советских писателей. 1934. Стенографический отчет. М.: Худож. лит, 1934. 718 с. Исследования Андреева В.Г. Образ усадьбы и усадебной жизни в «Тихом Доне» М.А. Шолохова: новаторство и рецепция наследия Л.Н. Толстого // Отечественная филология. 2025. № 3. С. 64–75. https://doi.org/10.18384/2949-5008-2025-3-64-75 Богданова О.А. Сокровенный сосуд: усадьбы XX в. и мировая история // Усадьба и дача в литературе советской эпохи: потери и обретения: коллективная монография / сост. О.А. Богданова; отв. ред. В.Г. Андреева, О.А. Богданова. М.: ИМЛИ РАН, 2024. C. 20–38. (Серия «Русская усадьба в мировом контексте». Вып. 8) Гавриш Т.P. Повесть или роман? (К вопросу о жанре «Жизни Клима Самгина»). URL: https://gorkiy.rhga.ru/upload/iblock/3cf/53)%20Т.%20Р.%20Гавриш.pdf (Дата обращения: 23.17.2025). Козьменко М.В. Артур Шопенгауэр в ранних дневниках и позднейших произведениях Леонида Андреева: к проблеме корреляции философской и художественной картин мироздания // Известия РАН. Серия литературы и языка. 2010. Т. 69, № 6. С. 21–30. Круглов Р.Г., Святославский А.В. Литература соцреализма: опыт осмысления терминологических границ // Филологические науки. Вопросы теории и практики. 2025. Т. 18. Вып. 1. С. 153–162. Кнорре Е.Ю. Усадьба-санаторий и город-сад: «счастливые пространства» в романе Н.А. Островского «Как закалялась сталь» // Studia Litterarum. 2024. Т. 9, № 3. С. 328–345. https://doi.org/10.22455/2500-4247-2024-9-3-328-345 Кнорре Е.Ю. Усадьба и война в эго-документах 1918–1922 гг. (дневники М. Пришвина и С. Дурылина) // Новый филологический вестник. 2023a. № 2 (65). С. 109–122. https://doi.org/10.54770/20729316-2023-2-109 Кнорре Е.Ю. «Делили имение во время войны»: традиции Л.Н. Толстого в усадебном тексте XX в. // Два века русской классики. 2023b. Т. 5, № 3. С. 164–201. https://doi.org/10.22455/2686-7494-2023-5-3-164-201 Мережковский Д.С. Чехов и Горький // Максим Горький: pro et contra. Антология. СПб.: Изд-во РХГИ, 1997. С. 645–688. Полонский В.В. Горький и культура модернизма // Максим Горький: российские идеологические контексты и итальянские реалии: сб. материалов конференции к 150-летию со дня рождения Максима Горького. Рим, 2020. C. 23–42. Спиридонова Л.А. Творчество Горького и возникновение социалистического реализма // Studia Litterarum. 2018. Т 3, № 1. С. 212–233. https://doi.org/10.22455/2500-4247-2018-3-1-212-233 Спиридонова Л.А. Трансформация жанров в творчестве М. Горького // ACTA ERUDITORUM. 2020. Вып. 33. С. 51–58. Страда В. Советская литература и русский литературный процесс ХХ в. // Вестник МГУ. Серия 9. 1995. № 3. С. 45–64.