- 14
- Литературная рецепция творчества Обри Бердсли и «нового искусства» в журнале «Панч»
- Новокрещенных И.А. Критика творчества Обри Бердсли и «нового искусства» в журнале «Панч» // Вестник Костромского государственного университета. 2025. Т. 31, № 2. С. 104–111. https://doi.org/10.34216/1998-0817-2025-31-2-104-111
- DOI: https://doi.org/10.34216/1998-0817-2025-31-2-104-111
- УДК: 821(410.1).09”19”
- EDN: NGKFRS
- Дата приема статьи в публикацию: 21.03.2025
- Аннотация: Восприятие творчества Обри Бердсли в журнале «Панч» в 1894–1895 гг. обнаруживает интерес к его графическому творчеству и к «новому искусству» в целом. Литературная рецепция «нового искусства» и Бердсли представлена в экфрастической заметке о выставке, в стихотворном «рецепте» произведения искусства, в стихотворении о литературе, женщине и нравах современности, в рецензии на издания современных романов. Творчество Обри Бердсли рассматривается в контексте современного ему искусства английских импрессионистов через уничижительные сравнения и обнаруживает тоску по истинному и реалистичному образу женщины и образу природы. Анализируемые произведения из «Панча» объединяет пафос противопоставления строго и нового, который воплощен в произведениях литературы, графики, живописи, а также в общественных нравах и актуальных проблемах конца XIX в. Для «Панча» Бердсли становится определяющим знаком нового времени: характеризуемый в контексте живописи импрессионистов и прерафаэлитов, он выделяется и среди них, оказываясь ближе к современной литературе (поэзии и прозе). Пародирование выражается в искажении имени художника, умалении творческого процесса и его результата, акцентировании страдания зрителей, в снижении гротескных образов, во введении фигуры «старомодного» цензора.
- Ключевые слова: английская литература, «Панч», рецепция, экфрастическое стихотворение, рецензия, Обри Бердсли, «новое искусство»
- Список литературы: Бердслей О. Рисунки. Проза. Стихи. Афоризмы. Письма. Воспоминания и статьи о Бердслее / сост. А. Басманов. Москва: Игра-техника, 1992. 288 c. Бочкарева Н.С., Табункина И.А. Художественный синтез в литературном наследии Обри Бердсли / Перм. гос. ун-т. Пермь, 2010. 254 с. Новокрещенных И.А. Образы современных художников в романе Дж. Голсуорси «Белая обезьяна» // Вестник Пермского университета. Российская и зарубежная филология. 2020. Т. 12, вып. 3. С. 95–106. https://doi.org/10.17072/2073-6681-2020-3-95-106 Плавскин З. Комментарии // Франциско де Кеведо. Книга обо всем и еще о многом другом, составленная ученым и многосведущим во всех предметах единственным в своем роде наставником Мальсавидильо, писанная, дабы удовлетворить любопытство проныр, дать пищу болтунам и потешить старушонок / пер. А. Сиповича. Ленинград: Худож. лит., 1980. Хорольский В.В. Эстетизм и символизм в поэзии Англии и Ирландии рубежа XIX–XX веков. Воронеж: Изд-во Воронеж. ун-та, 1995. 144 с. Шестаков В.П. Анатомия английского юмора. Москва: БуксМАрт, 2017. 152 с. A Valediction to St. Valentine (By an Old-fashioned Fellow). Punch, or The London Charivari, 1895, 23 February, p. 95. B. de B.-W. Our Booking-office. Punch, or The London Charivari, 1895, 2 March, p. 105. Graves Ch.L. Mr. Punch’s history of modern England: in 4 vols. L., N. Y., Toronto and Melbourne, Cassel and Company, Ltd., 1922, vol. 4, 1892–1914, 426 p. How It is Done (An Art-Recipe). Punch, or The London Charivari, 1894, 28 July, p. 47. Mereboom M. 1894. Punch, or The London Charivari, 1895, 2 February, p. 58. Novus Homo Nova Ars. Punch, or The London Charivari, 1894, 5 May, p. 208. Pinero A.W. The second Mrs. Tanqueray. L., William Heinemann, 1900, 195 p. Stead E. Grotesque and Performance in the Art of Aubrey Beardsley. Cambridge, Open Book Publishers, 2024, 292 p. https://doi.org/10.11647/OBP.0413 Sturgis M. Aubrey Beardsley. A biography. Woodstock, N. Y., Overlook Press, 1999, 404 p.