21
Околотин Владимир Сергеевич
Ивановский государственный университет
Балахонова Мария Андреевна
Ивановский государственный университет
Роль Всесоюзного комитета по делам высшей школы при СНК СССР в организации деятельности вузов в годы Великой Отечественной войны (1941–1942 гг.)
Околотин В.С., Балахонова М.А. Роль Всесоюзного комитета по делам высшей школы при СНК СССР в организации деятельности вузов в годы Великой Отечественной войны (1941–1942 гг.) // Вестник Костромского государственного университета. 2025. Т. 31, № 1. С. 151–160. https://doi.org/10.34216/1998-0817-2025-31-1-151-160
DOI: https://doi.org/10.34216/1998-0817-2025-31-1-151-160
УДК: 378
EDN: YXGXVG
Дата приема статьи в публикацию: 30.01.2025
Аннотация: Данная статья посвящена деятельности Всесоюзного комитета по делам высшей школы при СНК СССР по организации работы гражданских высших учебных заведений в годы Великой Отечественной войны. Однако в ней охватывается не весь военный период, а лишь самые сложные для страны и системы высшего образования 1941–1942 годы. Именно в это время в Красную армию было мобилизовано и ушло добровольцами большое количество преподавателей, сотрудников и студентов старших курсов, началась и в течение всего второго полугодия 1941 г. осуществлялась эвакуация высших учебных заведений в глубокий тыл. У вузов, оставшихся на местах, практически повсеместно были изъяты для военных нужд административные и учебные здания, а также общежития. Учебный процесс сопровождался отвлечением преподавателей и студентов в отряды народного ополчения, на строительство оборонительных сооружений, заготовку топлива, оказание помощи раненым и т. д. В ряде вузов и, прежде всего, в медицинских вузах был введен сокращенный срок обучения. Тем не менее в 1942 г. Всесоюзный комитет по делам высшей школы принятыми мерами смог не только сохранить систему высшего образования, но и адаптировать ее к условиям военного времени. Большой вклад в организацию учебного процесса внесли главные управления учебных заведений, входивших в структуру народных комиссариатов. В результате были введены новые дисциплины и специальности, а научные разработки в вузах были направлены на обеспечение потребностей Красной армии и оборонных предприятий, а также лечение раненых и гражданского населения. Была сохранена система подготовки кадров высшей квалификации, Высшая аттестационная комиссия не только продолжала работать, но и увеличила число советов в вузах, получивших право присуждения ученых степеней. Все это создало основу для развития системы высших учебных заведений и подготовки квалифицированных кадров в военных условиях.
Ключевые слова: Всесоюзный комитет по делам высшей школы при СНК СССР, Главные управления учебных заведений, высшие учебные заведения, эвакуация, учебный процесс, профессорско-преподавательский состав, студенты, политико-воспитательная работа, аспиранты, Высшая аттестационная комиссия.
Список литературы: Кафтанов С.В. Советская интеллигенция в Великой Отечественной войне. Москва: ОГИЗ. Государственное издательство политической литературы, 1945. 124 с. Сиверцева Н.Л. Великая Отечественная война и высшая школа // Социологические исследования. 1995. № 5. С. 35–44. Чуткерашвили Е.В. Развитие высшего образования в СССР. Москва: Высшая школа, 1961. 240 с.
Информация об авторе: Околотин Владимир Сергеевич, доктор исторических наук, доцент, Ивановский государственный университет, Иваново, Россия, okolotin.vladimir@yandex.ru, https://orcid.org/0000-0002-9009-7752
Информация о соавторе: Балахонова Мария Андреевна, соискатель, Ивановский государственный университет, Иваново, Россия, mary.1995@yandex.ru